Что сказать - ходили с коллегами "выгорать" в начале недели. Пришел, выгорел, все прошло по плану.
На самом деле, это все конечно шутки, но в каждой шутке, как говорится...
Дальше очень много букв про профессиональное и психологическое, но есть несколько забавных и познавательных штук, и, как ни странно, кое-что из области фантастики, а точнее, фэнтези)
читать дальшеВо вторник, кажется... Да, точно, во вторник, состоялся у нас тренинг по активистскому выгоранию, тренинг вела специалистка, профессиональный психолог, психотерапевт с медицинским образованием, она работает во многих техниках, в том числе ведет вот такие коллективные тренинги. Если коротко "выгорание" - это что-то вроде профессиональной болезни, явление в сфере психологии, затрагивающее чаще всего профессии, которые связаны с работой с людьми и, в первую очередь, "помогающие" профессии - социальная сфера, разного рода активизм, медицина, образование в какой-то мере. Не всегда выгорание связано с профессией, иногда выгорание такого рода проявляется у людей с синдромом спасателя в частной жизни, у людей, окруженных тяжело больными родственниками, близкими людьми в тяжелых, кризисных ситуациях. "Выгорание" - это не просто усталость от какого-то одного вида деятельности, оно затрагивает все сферы жизни и до какой-то степени меняет личность. Опасно своими последствиями в том числе на физиологическом уровне, изменяются механизмы "возбуждения-торможения", некоторые метаболические процессы, элементарно снижается качество жизни. Думаю, термин известный, и многие сталкивались с выгоранием хотя бы в теории. Для тех, кто все же нет, объясню еще немного.
Хотя проще, чем объяснять, что такое выгорание, описать его поэтапно, сразу расскажу немного про конкретно наш тренинг)
Тренинг у нас был с теоретической, лекционной частью, этапы выгорания мы разбирали по системе из четырех этапов (обычно выделяется три, но мне понравилось четыре, с "предвыгоранием") в интересной аналогии с суперменом, но мне супергероика не близка, поэтому давайте возьмем, к примеру, классического паладина)
Первый этап выгорания, он же вроде как предвыгорание. Это когда человек только приходит в профессию. Если это помогающая профессия, то есть вероятность, что пришел он_она в нее не просто так, а вдохновленный перспективой помочь всем и каждому_каждой. Придя в новую сферу, которая, как кажется, в полной мере позволяет реализовать себя и при этом помочь всем, чтоб никто не ушел обиженным, человек буквально забывает есть и спать, берется вообще за все, при этом вовсе не испытывает неудобств и усталости - удовлетворяет сама реализация этой потребности, потребности помогать, плюс работа в интересной сфере, над тем, что действительно важно. Мне кажется, многие думают, что активисты должны навсегда консервироваться в этой стадии, но это не получается... ) Это стадия у нас проходила под кодовым названием "герой берется спасти всех". В данном случае, героем пусть будет паладин, как уже договорились) Итак, паладин берется за спасение мира, причем в одиночку и напрочь забыв о том, что это принципиально невозможно. Он чувствует огонь в сердце и ничего невозможного нет.
Второй этап выгорания, в общем-то уже начало этого процесса, но все еще происходящее в рамках нормального, даже, если честно, куда более нормального, чем то, что творилось на первом этапе. Это столкновение с первыми ошибками и неудачами, реальными трудностями. Довольно горькое и поучительное, но почти все более-менее трезвомыслящие (насколько могут быть трезвомыслящими активисты, особенно те, которые работают с жестко стигматизированными сообществами) люди принимают их, в общем, стойко. Воспитанные в непростом тревожном мире, мы помним, что легко не бывает, мы вспоминаем, что мы живые люди, вспоминаем то, что говорили опытные товарищи и наставники, что по неопытности пропускали мимо ушей, берем себя в руки и до какой-то степени рационализируемся. Начинаем соизмерять свои усилия, вспоминаем, что труд должен быть оплачен (вообще не обязательно деньгами - хоть чем-то, хотя бы признанием результата), чуть более критично, но все еще гуманно и неравнодушно настроены к тем, кто нуждается в помощи. По-хорошему, здорово бы на этом этапе и задержаться. Дойти до него - естественно. Естественно понимать, что всем помочь ты не в силах, выработать определенные принципы и придерживаться их. Но в условиях сложной нагруженной работы, в которой человеческий фактор - величина настолько же непостоянная как и непредсказуемая, это тяжело. Тяжело постоянно перерабатывать, нервничать, не получать вознаграждения и каждый раз помнить, ради чего все это. Тяжело отказывать в помощи. Тяжело становиться перед выбором. Тяжело признавать бессилие и не наказывать себя за это. Можно назвать второй этап так "Паладин сталкивается с суровой реальностью". Он видит, что добрые крестьяне, которых он взялся спасать, не такие уж добрые, что добро и зло вообще не всегда можно разграничить, что сил поднять меч иногда не хватает, а решать против кого его направить - все сложнее. На этом этапе ему хорошо бы прийти к каким-то фундаментальным принципам, на которые можно опираться в дальнейшем и знать, к чему и кому можно обратиться за поддержкой, силами и советом. Приемлемо даже переквалифицироваться из паладина, скажем, в расчетливого охотника на нежить, устраняющего зловредных тварей точечно, в разумных пределах и за умеренную плату. Но это путь не для всех) Помним про комплекс спасателя и изначальную мотивацию - помочь всем)
Третий этап можно охарактеризовать коротко и емко - боль и страдания. Если человек не справляется на втором этапе, продолжает нагружать себя, не в состоянии установить личные границы, сталкивается с постоянным стрессом, а может быть, крупными неудачами, бедами, которые сопровождают в профессиональной, а следом в личной жизни, то наступает третий этап. Снижается качество жизни, человек плохо ест и спит уже не из-за радостного перевозбуждения, а из-за постоянного стресса, начинается всякая психосоматика, разные болезни, на которые, впрочем, человеку плевать из-за перманентной психической боли. Иногда на этом этапе происходит попытка закрыться, защитить себя изоляцией - человек перестает общаться с друзьями, родными вообще редко выходит куда-то не по делам, отстраняется от партнера в личной жизни. Организм отчаянно требует внимания и экономит ресурсы. Если при этом человек самоотвержен в своем труде и продолжает вкачивать туда все, что имеет, страдают абсолютно все другие сферы. Работа тоже страдает, потому что на ней это не может не сказываться. То, что раньше казалось мелочами, теперь цепляет взгляд и снова и снова вызывает боль, отчаянье, чувство безысходности, чувство вины и собственной бесполезности. Все это чаще всего находится в подавленном состоянии, не проговаривается и не прорабатывается. На этом этапе наш паладин уже столкнулся с настоящим горем, потерями, неудачами. Их все он бережно хранит в памяти, плохо спит из-за кошмаров, в которых сгорают деревни, которые он не смог спасти, мало ест и также мало отдыхает, потому что мучительно боится снова не успеть. Виду, впрочем, не показывает, постепенно отстраняясь и замыкаясь в себе. Мы получаем предельно романтического героя - молчаливого и благородного с болью и памятью о страшной тайне в глазах, не ищущего ни дома, ни привязанности, но упорно следующего неумолимому долгу. На третьей стадии можно застрять на годы, человек вообще выносливое существо. Проработать выгорание третьего этапа можно, если найти правильного специалиста и начать бережнее относиться к себе (почти никто конечно этого не делает).
После характеристики третьего этапа в аудитории повисла тишина и молчаливый вопрос "а дальше-то что?". Кажется, что уже все, ниже падать некуда, вот оно, страшное существование в полном выгорании. Нет, ниже есть куда. И те, кто знает законы жанра, уже все понимают)
На четвертом этапе "Паладин становится злодеем, падшим рыцарем". Ситуация обыкновенная - вечно страдать невозможно. Психика сама, как было написано в презентации "включает мощные защиты". И самая мощная - искать врага не внутри, а вовне. Постоянные страдания и самообвинения сменяются агрессией. В том числе в адрес тех, кого пытался защитить и с кем пытался это делать. Крестьяне тупые, ленивые развращенные скоты и сами во всем виноваты. Молодые паладины бесят своими пламенными речами, а старые учителя мудрости в ордене достали лживыми наставлениями. Боги предали, они не в силах никого спасти. Мир - это ад и боль, так может быть, хоть теперь можно пожить для себя, имея в руках силу? И это еще хорошо, если просто "для себя". Ушел человек из активизма, напоследок назвав всех бестолочами и сказав, что "у вас ничего не выйдет" - с кем не бывает. Но помним, что изначально те, кто предрасположены к выгоранию, часто стоят за идею, в принципе "идейные". А многие просто не могут уйти, не представляют иного существования, не имеют иной профессии, в таком случае наполняют ее иным содержанием. Все это врачи и учителя, которые орут на больных и учеников, потому что те "тупые и сами виноваты". А они может и тупые, и сами виноваты, но агрессией тут точно не поможешь. Эта стадия тоже предельно не рациональна, полна крайностей и подмененных понятий. Образ того, кому помогал "дегуманизируется", они больше именно что "не люди, уроды". Коллеги зачастую тоже. А с "не людьми" можно не по-человечески. Человек в такой стадии выгорания может оставаться хорошим профессионалом, но при этом он не эффективен в помогающей профессии по сути. Иногда идеологическая подмена понятий доходит до абсурда, если продолжать пример с паладином, то это разнообразные рыцари, ставшие адептами смерти, потому что "одна смерть справедлива и является выходом для всех".
Ниже пример паладина до и после выгорания, спасибо Варкрафту)
Все желающие легко могут дополнить своими примерами из массовой культуры)
После оглашения четвертой стадии снова воцарилась тишина, а потом чей-то голос тихо произнес: "Зато злодеи всегда более харизматичные". Что ж, во всем надо видеть плюсы. Особенно в личных перспективах.
Четвертая стадия обсуждалась и подавалась, в общем-то, как финал, точка невозврата, до которой лучше не доходить. Но я же упрямый и дотошный. Тем более, как-то не хочется смиряться. В перерыве я подошел и отдельно спросил, можно ли побороть четвертую стадию выгорания, изменить свое состояние. На что мне ответили - "можно, но только через возвращение на третью, нужно заставить себя снова страдать, вспомнить то, что причиняло боль".
Как мы видим, наш сюжет приобретает поистине мифологическую завершенность. Чтобы очиститься от зла, нужно повернуться лицом к своей боли. Найти в себе или в мире нечто, ради чего ты все еще готов на это - чувствовать и, как следствие, страдать. Принять боль, принять ее естественность и через это вернуться к добру, как одобрению и принятию - себя, людей, усилий, даже зла и безнадежности. Сложность в том, что на четвертой стадии этого, в общем, чаще всего не хочется. Это уже почти как смерть - тебе все равно. Сложно найти такую силу, которая фактически вернет к жизни (тут наш сюжет доходит до мифа о воскрешении, как распространенный вариант, воскрешении любовью). О любви вообще забывать нельзя - тут она и начало и конец всего.
Конечно, не стоит воспринимать совсем всерьез все мои интонации, это некая творческая игра ума, вариация на тему достаточно изученного и вполне обыденного явления. Но аналогия вышла увлекательная)
Лично я именно в сфере активизма балансирую на второй стадии и надеюсь в ней и остаться. Иногда опасно приближаюсь к третьей. По другой разбивке "стадия резистенции", некоторая усталость, экономия ресурсов, сопротивление воздействиям среды. В сфере личного спасательства я, боюсь, уже почти перешел четвертую, мне уже все равно, либо я откровенно и некрасиво злюсь, и обратно страдать пока не хочу. Хотя чувствую, что многое теряю. Это явление диссоциации, когда отделяешь от себя какие-то чувства для безопасности, а вслед за ними умирают вообще все чувства. Редко конечно доходит до полного завершения процесса, но потерять способность испытывать эмоции, переживания, быть эмпатичным боюсь панически, до ледяного ужаса. Пока боюсь - понятное дело, не потерял. Понимаю просто, что процесс начался. И продолжать его не хочу, и останавливать тяжело - это ж реально опять больно будет. Выбор тяжелый, классический - когда что-то чувствуешь, всегда больно, не больно только когда уже умер. Иногда сразу не скажешь, что лучше.
Получился реально большой пост, хотел сразу все про выгорание написать, но я и это полтора часа описывал, напишу пожалуй лучше вдогонку пару коротких постов еще)
Выгорание, классика.
Что сказать - ходили с коллегами "выгорать" в начале недели. Пришел, выгорел, все прошло по плану.
На самом деле, это все конечно шутки, но в каждой шутке, как говорится...
Дальше очень много букв про профессиональное и психологическое, но есть несколько забавных и познавательных штук, и, как ни странно, кое-что из области фантастики, а точнее, фэнтези)
читать дальше
На самом деле, это все конечно шутки, но в каждой шутке, как говорится...
Дальше очень много букв про профессиональное и психологическое, но есть несколько забавных и познавательных штук, и, как ни странно, кое-что из области фантастики, а точнее, фэнтези)
читать дальше